Вход в систему

Навигация

Права пациентов и профилактика коррупционных проявлений в системе здравоохранения

Одним из основных вопросов, изучающихся в рамках медицинского права, является нормативно-правовое обеспечение прав граждан в сфере медицинской деятельности. От того, насколько качественной является юридическая база прав граждан в медицине, насколько эффективно отдельно взятый гражданин может воспользоваться предоставленными ему правами, во многом зависит успешное динамичное развитие как медицинского права, так и правового государства в целом. Практика многих современных стран, да и России в недалеком прошлом отчетливо показывает, что можно иметь весьма красивое и показательное законодательство в области прав граждан в сфере медицины, но это никоим образом не отражается на конкретном правовом статусе отдельно взятого человека. Причин здесь может быть много, но одна из ключевых — нерешенные проблемы обеспечения прав граждан в сфере медицинской деятельности. Действительно, самые качественные, но не подкрепленные системой обеспечения, правовые нормы в сфере здравоохранения остаются только лишь декларациями, т.е. нормами, не сопровождающимися созданием системы их реализации, обеспечения и защиты.

Права граждан в сфере медицинской деятельности — это предусмотренные международными и внутригосударственными нормативно-правовыми актами положения, гарантирующие гражданам охрану здоровья и предоставление медицинской помощи при возникновения заболевания.

Правовой статус, как характеристика прав, свобод и обязанностей гражданина, в сфере медицинской деятельности, характеризуется определенными особенностями. Выделяют несколько видов правовых статусов в сфере медицинской деятельности:

Общий правовой статус гражданина в сфере медицинской деятельности — единый набор прав, обязанностей и ответственности, присущий всем гражданам России в области медицины;
Специальный правовой статус гражданина в сфере медицинской деятельности — это набор прав, обязанностей и ответственности в области медицины, присущий отдельным категориям граждан (беременные женщины и матери, несовершеннолетние, военнослужащие, граждане пожилого возраста, инвалиды и др.);
Индивидуальный правовой статус гражданина в сфере медицинской деятельности — это набор прав, обязанностей и ответственности в области медицины, присущий конкретному индивиду. Следует отметить, что индивидуальный правовой статус человека — наиболее динамичный вариант правовых статусов, поскольку он зависит от профессии, возраста, пола человека.
Обеспечение прав граждан в сфере медицинской деятельности представляет собой систему организационно-правовых средств, предназначенных для реального воплощения в жизнь прав граждан, содержащихся в нормативно-
правовых актах, посвященных регулированию медицинской деятельности. Необходимо различать следующие направления обеспечения прав граждан в сфере медицинской деятельности:
нормативно-правовое (создание юридических документов, содержащих механизмы реализации прав граждан в области медицины); организационное (создание условий, при которых становится возможным реализация прав граждан в области медицины);
финансово-экономическое (увеличение расходов на здравоохранение в бюджетах различных уровней, действительная реализация федеральных целевых программ в области медицинской деятельности); информационное (деятельность средств массовой информации, направленная на информирование граждан о своих правах в области медицинской деятельности).
Классификация прав Граждан в сфере медицинской деятельности.

Права граждан в области охраны здоровья Право на охрану здоровья.
Право на информацию о факторах, влияющих на здоровье.
Право на медико-социальную помощь.
Права в системе медицинского страхования.
Права отдельных групп населения в области охраны здоровья
Права членов семьи.
Права беременных женщин и матерей.
Права несовершеннолетних.
Права военнослужащих, граждан, подлежащих призыву на военную службу и поступающих на военную службу но контракту.
Права граждан пожилого возраста.
Права инвалидов.
Права граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях и проживающих в экологически неблагополучных районах.
Права лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест, на получение медицинской помощи.
Права пациентов
Общие права пациентов.
Права пациентов в отдельных направлениях медицинской деятельности (трансплантология, психиатрия, иммунопрофилактика и др.).
В первые две группы объединены права граждан или отдельных групп населения, а в третьей представлены права пациентов. Связано это с тем обстоятельством, что гражданин в понимании его прав на охрану, здоровья — это может быть как здоровый, не нуждающийся в медицинской помощи человек, так и имеющим определенное заболевание, обуславливающее его обращение в лечебно-профилактическое учреждение. В то же время пациент — это человек, уже обратившийся в ЛПУ за диагностической, лечебной или профилактической медицинской помощью.

Рассматривая право на охрану здоровья, следует заметить, что помимо ст. 41 Конституции РФ, это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико- социальной помощи.

Большинство проблем российских пациентов происходит от незнания того, где, как и что, нужно предпринять, чтобы получить своевременную и качественную помощь.

В большинстве случаев пациенты даже не подозревают, что могут использовать имеющиеся у них права для получения качественной медицинской помощи...
Права пациента - это инструмент для поиска и получения качественной медицинской помощи, средство для управления своей личной безопасностью при обращении за медицинской помощью, способ защиты от медицинских услуг опасных для здоровья. Однако для того, чтобы пользоваться любым инструментом, человеку, по меньшей мере, следует узнать его назначение, получить хотя бы общее представление о том, как он устроен, разобраться в том, где, в каких условиях и как придется его использовать.
Если же пациент решил осуществить свое определенное законодательством право и сформулировал это решение в устном или письменном виде, ситуация кардинально изменяется. В данном случае любой медработник (в том числе должностное лицо) будет обязан обеспечить пациенту возможность избранным правом воспользоваться. Выполнение требований пациента, связанных с использованием им своих права обязательно для всех лиц, участвующих в оказании медицинской помощи.
Невыполнение этих требований является ущемлением или нарушением прав пациента и становится основанием для привлечения виновных лиц к юридической ответственности!
Таким образом, использование пациентом своих прав является ни чем иным, как механизмом его воздействия на окружающую медицинскую обстановку. Эти воздействия способны изменять поведение медработников и должностных лиц учреждений в направлении, представляющем интерес для пациента. Понятно, что "направление, представляющее интерес для пациента" - это высокое качество и своевременность медицинской помощи. Права пациента - это инструменты управления процессом оказания медицинской помощи. Используя свои права, сам пациент (или назначенный им представитель) способен принять решения о целесообразности самого медицинского вмешательства, о месте его проведения, об условиях в которых

оно будет осуществлено, об обстановке, о его участниках, о необходимой для него медицинской информации, о виде и объеме вмешательства, о привлечении других лиц, представляющих или защищающих интересы пациента.

Права пациента - это прямо указанный в законодательстве перечень требований (законных притязаний) пациента, которые работники здравоохранения обязаны выполнять беспрекословно, в противном случае их действия являются правонарушением и наказуемы законом. Установлено, что при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на;
1. уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

2. выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

3. обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

4. проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;

5. облегчение боли, связанной с заболеванием и (или. медицинским вмешательством, доступными способами
и средствами;

6. сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении;

7. информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;

8. отказ от медицинского вмешательства;

9. получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

10. получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;

11. возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;

12. допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;

13. допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения;

14. непосредственное знакомство с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получение консультации по ней у других специалистов;

15. обращение с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии, либо в суд в случаях нарушения его прав.

Права утверждены Основами законодательства об охране здоровья граждан РФ еще в 1993 году:

Статья 21. Право на доступную и необходимую медицинскую помощь
Обеспечение доступности необходимой медицинской помощи является одним из главных приоритетов политики государства, показателем ее эффективности и нравственной ориентации.

Пациент имеет право на получение доступной и необходимой медицинской помощи.

Органы местного самоуправления, а в исключительных случаях, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обязаны обеспечить транспортировку в учреждения здравоохранения (медицинские центры) тех пациентов, которые нуждаются в скорой (специализированной) медицинской помощи.

Пациенты имеют право на необходимую медицинскую помощь, которая оказывается в соответствии с федеральными медицинскими стандартами, включающими в себя этический, технологический и экономический компоненты.

При организационно-методическом содействии федерального органа здравоохранения органы здравоохранения субъектов Российской Федерации путем объединения усилий и средств планируют и обеспечивают оптимальное размещение редких и(или) дорогостоящих медицинских технологий с целью упрощения доступа к ним со стороны населения.

Статья 22. Право пациентов на получение всех необходимых видов и форм медицинской помощи

Пациентам гарантируется право на обеспечение всеми видами медицинской помощи, включая скорую, первичную и специализированную, предоставляемую в разных организационных формах.

Пациент имеет право на реализацию принципа преемственности и этапности оказания медицинской помощи путем взаимодействия и сотрудничества медицинских работников и(или) учреждений здравоохранения, участвующих в ее оказании, включая постановку диагноза, лечение и уход за пациентом. Если учреждение здравоохранения, где находится пациент, не может оказать ему необходимой медицинской помощи, оно обязано с согласия пациента направить его в другое учреждение здравоохранения, имеющее возможность предоставить необходимую медицинскую помощь и давшее на то соответствующее согласие. Все обязательства, связанные с организацией такого перевода, включая предварительную договоренность с администрацией и обеспечение самого переезда, берет на себя учреждение здравоохранения, где находится пациент.

Порядок оплаты проезда пациентов и сопровождающих их лиц устанавливается Правительством Российской Федерации.

Пациентам детских стационарных отделений и специализированных детских стационарных учреждений здравоохранения создаются необходимые условия для игр, отдыха и проведения воспитательной работы.

Детям обеспечивается право на получение скорой и первичной медицинской помощи, а также медико-психологической помощи во время нахождения в дошкольных, школьных и других воспитательных и образовательных учреждениях.

Диагностические медицинские осмотры, иное медицинское вмешательство проводятся с согласия ребенка, его родителя или лица, его заменяющего, за исключением случаев, установленных статьей 29 настоящего Федерального закона.

Порядок оказания медицинской и медико-психологической помощи определяется федеральным органом здравоохранения.

Если ребенка, готового к выписке из стационарного учреждения здравоохранения, не забирают без уважительных причин в течение месяца с даты выписки его родители или иные законные представители, то администрация учреждения вправе обратиться в суд о принятии решения о переводе ребенка в учреждение социальной защиты.

Администрация учреждения здравоохранения обязана обеспечить перевод в специализированное учреждение социальной защиты матерей с детьми, не имеющих возможности вернуться домой. Условия и порядок деятельности таких учреждений определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 23, Право пациентов, не являющихся гражданами Российской Федерации, на медицинскую помощь

Пациентам, не являющимся гражданами Российской Федерации, гарантируется право на медицинскую помощь в объеме, предусмотренном договором медицинского страхования, оформление которого является обязательным условием получения визы на въезд в Российскую Федерацию или других въездных документов, если иное не предусмотрено межгосударственными соглашениями. Период страхования при этом должен совпадать со сроком действия визы или иных въездных документов.

Страховая защита, осуществляется в соответствии с условиями договора медицинского страхования, заключаемого со страховой медицинской организацией.

Если лицо направляется на территорию Российской Федерации для длительного пребывания на работу по найму или в соответствии с двусторонним соглашением, расходы по оказанию ему медицинской помощи берет на себя принимающая сторона, что подтверждается особой статьей в тексте соглашения или трудового контракта.

Обязательства принимающей стороны по возмещению затрат на медицинскую помощь лицам, указанным в части третьей настоящей статьи, распространяются также на членов семей упомянутых лиц, проживающих с ними на территории Российской Федерации.

Для лиц, находящихся на территории Российской Федерации с частными поездками, условием продления визы является заключение нового договора медицинского страхования на следующий период пребывания, за исключением случаев, когда причиной увеличения времени пребывания является возникновение обстоятельств, упомянутых в части третьей настоящей статьи.

Беженцы, лица без гражданства и перемещенные лица, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются всеми правами
пациентов наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами.

Статья 24. Право на медицинскую помощь пациентов — граждан Российской Федерации, находящихся на территории других государств

Право на медицинскую помощь пациентов — граждан Российской Федерации, находящихся на территории других государств, обеспечивается в соответствии с межправительственными соглашениями или договором о медицинском страховании, заключаемым в обязательном порядке в целях страховой защиты.

Страховая защита граждан Российской Федерации, выезжающих за рубеж в служебные командировки, обеспечивается за счет целевого страхового взноса направляющих их органов власти, учреждений, организаций и предприятий, а выезжающих за рубеж в туристические и частные поездки, — за счет целевого страхового взноса, покрываемого из личных средств самого гражданина или принимающей стороны.

Страховая защита граждан Российской Федерации, выезжающих за рубеж, а также минимальная страховая ответственность для этой категории пациентов, устанавливается договором медицинского страхования, заключаемым со страховой медицинской организацией.

Статья 25. Право на медицинскую экспертизу

Пациентам предоставляется право на медицинскую экспертизу, в том числе на экспертизу профессиональной пригодности, экспертизу временной нетрудоспособности, медико-социальную, судебно-медицинскую, судебно- психиатрическую и патологоанатомическую экспертизу (включая исследование биопсийного материала).

При возникновении споров, связанных с проведением медицинской экспертизы, пациенты имеют право обратиться в соответствующий орган здравоохранения, орган исполнительной власти или суд.

Условия и порядок проведения всех видов экспертиз, а также возмещения затрат на их осуществление, определяются законодательством Российской Федерации

Статья 19. Согласие на медицинское вмешательство
Необходимым предварительным условием любого медицинского вмешательства является информированное осознанное согласие на него пациента или его законного представителя.

Если медицинское вмешательство требуется по жизненным показаниям, а пациент не в состоянии выразить свою волю или при невозможности получить согласие его законного представителя, вмешательство может быть осуществлено без получения согласия на условиях, указанных в статье 5 настоящего Федерального закона.

На отдельные виды медицинского вмешательства, перечень которых утверждается органом здравоохранения Российской Федерации, пациент должен давать свое письменное добровольное согласие, которое удостоверяется его подписью и включается в медицинскую документацию пациента.

В процессе принятия решения о согласии пациент вправе обратиться за консультацией к любому специалисту по своему выбору.

Согласие, данное пациентом, может быть им отозвано до начала медицинского вмешательства.

Обязательно получение информированного согласия пациента на его участие в процессе клинического обучения и в научном исследовании. Эксперименты на людях, не способных выразить свою волю и дать согласие, не могут проводиться. В исключительных случаях такие исследования проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации, когда получено согласие законного представителя пациента и исследование осуществляется в интересах пациента.

Статья 20. Отказ от медицинского вмешательства

Пациент имеет право отказаться от медицинского вмешательства или остановить его осуществление, за исключением случаев, указанных в статьях 27, 30 и 31 настоящего Федерального закона.

Отказ от медицинского вмешательства должен быть добровольным, оформляется письменно за подписью пациента после получения им информации о возможных последствиях принятого им решения и включается в медицинскую документацию пациента.

В случаях, когда законный представитель пациента отказывается от медицинского вмешательства, не имеющего экстренного характера, но необходимого в интересах пациента, решение о таком вмешательстве принимает соответствующий орган здравоохранения или суд по представлению лечащего врача или администрации учреждения здравоохранения, где пациенту было рекомендовано указанное медицинское вмешательство.

Профилактика коррупционных явлений в системе здравоохранения является важным звеном обеспечения прав нацистов.Коррупционные проявления в здравоохранении характерны не только для России, но и для большинства стран мирового сообщества. Несмотря на то, что в ведущих мировых державах, таких как США, Великобритания, Германия, Италия, Франция и др., хорошо развито антикоррупционное законодательство, многочисленные коррупционные скандалы в национальных сферах здравоохранения свидетельствуют о том, что полностью нейтрализовать это явление не удается. В большинстве остальных государств проявления коррупции в здравоохранении носят такой же системный характер, как и в России. Поэтому можно говорить о типичности причин, предпосылок и видов коррупции в здравоохранении во всем мире.

Об этом свидетельствуют и данные международного Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл» (ТИ). В частности, доклад этого Центра «О положении дел с коррупцией в мире» за 2006 год посвящен анализу функционирования всемирной индустрии медицинских услуг, оборот которой превышает 3 млрд. долл. В докладе особое внимание уделено запутанным и непрозрачным схемам в здравоохранении, являющимся питательной почвой для коррупции. По мнению экспертов ТИ, большинство специалистов сферы здравоохранения старательно и честно исполняют свой долг, но существуют убедительные свидетельства «взяточничества и мошенничества в области предоставления медицинских услуг: от мелкого воровства и вымогательства до огромных злоупотреблений в области политики здравоохранения и его финансирования, основанных на «откатах» государственным чиновникам». При этом, как считают эксперты Центра, коррупция пронизывает весь цикл предоставления медицинских услуг независимо от того, государственные они или частные, простые или сложные.

Типичность коррупционного поведения в системе здравоохранения различных стран предопределяется целым рядом обстоятельств и, прежде всего, диспропорцией в распределении информации.

Медицинские работники в любом случае знают о болезнях больше, чем их пациенты, а компании, занятые в производстве лекарственных средств и медицинского оборудования, знают о своей продукции больше, чем государственные чиновники, отвечающие за расходование средств на эти цели. Именно поэтому, как считают эксперты ТИ, предоставление соответствующей информации может привести к снижению уровня коррупции. Этот вывод основан на исследовании, проведенном ТИ в системе здравоохранения Аргентины. После того, как министерство здравоохранения этой страны начало предоставлять информацию о расходах больниц на закупку лекарств, разница в ценах, по которым больницы приобретали лекарственные препараты, упала на 50%.

Очевидно, что данная проблема чрезвычайно актуальна и для системы здравоохранения России. Сам факт отсутствия подобной практики публичного информирования о конкретных расходах, будь то закупка лекарств или предоставление медицинских услуг, формирует питательную среду не только для нецелевого использования бюджетных средств, но и их расхищения на различных уровнях системы здравоохранения - от поликлиники и больницы до органов государственной власти.

Другой немаловажной причиной распространенности коррупции в здравоохранении является неопределенность в анализе и прогнозировании медико-санитарного состояния населения. Отсутствие такой информации затрудняет управление ресурсами, включая выбор, мониторинг, измерение и предоставление медицинских услуг, а также разработку планов медицинского страхования.

Еще более риск коррупции возрастает в случаях широкомасштабных катастроф, когда необходимость оказания экстренной медицинской помощи заставляет обходить существующие надзорные механизмы.

На состояние коррупции в здравоохранении оказывает влияние также характер отношений между поставщиками медицинских товаров, услуг и органами, отвечающими за разработку политики в этой сфере. Непрозрачность отношений между ними является одним из важнейших факторов, способствующих развитию коррупции.

Названные выше причины, являющиеся наиболее типичными для различных национальных систем здравоохранения, в комплексе формируют коррупционную среду и, соответственно, определяют наиболее распространенные виды коррупции в этой области. Таковыми, в частности, по мнению международных экспертов, являются:
• растрата и расхищение средств, выделенных на здравоохранение, или доходов, полученных за счет платежей со стороны потребителей. Эти явления могут происходить как на государственном и муниципальном уровнях, так и непосредственно в медицинских организациях и учреждениях, получающих такие средства. Лекарства, другие ресурсы и оборудование медицинского назначения могут расхищаться для личного пользования, использования в частной практике или дальнейшей перепродажи;
• коррупция в сфере государственных закупок. Вовлеченность в различные сговоры, взяточничество и получение «откатов» в сфере государственных закупок приводят к переплатам за получаемые товары и услуги или к невозможности обеспечения оговоренного контрактами качества медицинских товаров и услуг. Кроме того, в расходы больниц могут включаться значительные затраты на капитальное строительство и приобретение дорогостоящего оборудования, где также существует опасность коррупционных проявлений;
• коррупция, в платежных системах. Здесь коррупционные действия могут включать:
• подделку страховых документов или использование средств медицинских учреждений в интересах тех или иных привилегированных пациентов;
• выставление незаконных счетов страховым компаниям,
государственным органам или пациентам в отношении услуг, не входящих в соответствующие перечни или вовсе не оказанных услуг для максимизации доходов;
• подделка счетов, квитанций, расходных документов или учет фиктивных пациентов.

Кроме того, в этой сфере возможны и такие формы коррупции, как:

• развитие собственного бизнеса за счет создания финансовых стимулов или выплаты «откатов» врачам за направление пациентов в ту или иную организацию;
• неправомерное направление врачами пациентов государственных медицинских учреждений на обслуживание в собственные и другие частные структуры;
• проведение неоправданного медицинского вмешательства, оказание ненужных услуг для увеличения собственных доходов и др.;
• коррупция в системе поставок лекарственных препаратов.
Лекарственные препараты могут расхищаться на различных уровнях системы распределения. Так, чиновники могут требовать «вознаграждение» за выдачу разрешений на продажу лекарственной продукции, проведение ее таможенной «очистки», легализацию импортных лекарств или установление выгодных (чаще всего завышенных) цен.

Нарушение правил поведения на рынке может приводить к тому, что врачи будут вынуждены отдавать предпочтение определенным лекарствам при выписке рецептов. У поставщиков могут вымогаться различные скидки, бонусы, уступки при условии преимущественной выписки рецептов на их продукцию.

Еще одной возможной формой коррупционных действий в этой сфере является выдача разрешений на торговлю поддельными или некачественными (с нарушениями технологии, просроченными) лекарственными препаратами;
Коррупция в учреждениях, предоставляющих медицинские услуги,«может принимать самые различные формы:

• вымогательство или согласие на получение незаконного
вознаграждения за услуги, официально оказываемые бесплатно;
• взимание платы за особые привилегии или медицинские услуги;
• вымогательство или согласие на получение взяток за вмешательство в практику найма, лицензирования, аккредитации или сертификации специализированных медицинских организаций.

Анализ наиболее типичных видов коррупции в здравоохранении позволяет предположить, что речь идет не об отдельных их разновидностях, а о целых направлениях коррупционной деятельности. При этом каждое такое направление на практике наполняется множеством отдельных коррупционных проявлений, не поддающихся какому-либо учету. Во - первых, из-за многообразия оказываемых медицинских услуг и источников их финансирования. Во-вторых, из-за постоянно меняющейся ситуации в здравоохранении.

Особенностью коррупции в медицине является ее ярко выраженный антисоциальный характер. Поскольку, как отмечается в упомянутом выше докладе ТИ, «коррупция в сфере медицинских услуг - это значительно больше, чем деньги... Цена коррупции в здравоохранении оплачивается человеческим страданием». Между тем, как считает исполнительный директор ТИ Д. Нуссбаум, «коррупция подрывает доверие общества к медицинскому сообществу. Люди имеют полное право ожидать, что лекарства, от которых зависят их жизнь и здоровье, - настоящие. Они имеют такое же право считать, что врачи ставят интересы пациентов выше интересов личной выгоды. А самое главное, они имеют право верить в то, что главная цель индустрии здравоохранения - исцелять, а не убивать».

Аналогичные тенденции существуют и в системе здравоохранения Российской Федерации. Ситуация с проявлениями коррупции как в целом, так и в отдельных сферах жизнедеятельности общества с каждым годом ухудшается.

Более того, в опубликованном в июне 2009 г. очередном докладе «Трансперенси Интернешнл» отмечается дальнейшее возрастание уровня коррупции в России.

О негативной тенденции в этой сфере свидетельствует и официальная статистика. Так, по данным Департамента экономической безопасности МВД России (ДЭБ), в 2009 г. количество фактов взяточничества, по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., увеличилось почти на треть. Существенно возросла по итогам первого полугодия 2009 г. и сумма средней взятки - до 27 тыс. руб.

Свою лепту в эту криминальную статистику вносит коррупция в сфере здравоохранения. По результатам опроса, проведенного в сентябре 2008 г. ВЦИОМ, 52% опрошенных давали деньги и подарки медицинским работникам. Система здравоохранения занимает пятое место среди наиболее коррумпированных сфер и институтов общества. Эти же выводы подтверждаются и данными, приведенными Председателем Верховного Суда
России В. Лебедевым в январе 2009 г.: из 1300 человек, осужденных в 2008 г. за взяточничество, 20,3% - работники здравоохранения.

Большие проблемы отмечаются и в реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, за девять месяцев 2008 г. при исполнении нацпроекта выявлено более 24,5 тыс. нарушений законодательства, в суды направлено 4645 исков, привлечено к ответственности 3504 должностных лица, по постановлениям прокуроров наказаны в административном порядке 1116 виновных, возбуждено 43 уголовных дела. Всего же, по информации Генпрокуратуры России, в 2008 г. выявлено и пресечено более 58 тыс. нарушений в области здравоохранения, к ответственности привлечено более 2 тыс. человек, возбуждено 188 уголовных дел.

Основными формами коррупции в российском здравоохранении являются: растрата и хищение денежных средств, подделка страховых документов, учет фиктивных пациентов («мертвых душ»), развитие собственного бизнеса за счет медучреждений, вымогательство или согласие на получение незаконного вознаграждения за официально бесплатные услуги и др.

Наиболее болезненно российскими гражданами воспринимаются взятки, вымогательство и другие злоупотребления коррупционного характера в здравоохранении, потому что в массовом сознании профессия врача ассоциируется с бескорыстным и самоотверженным служением людям, а здоровье является фундаментальным человеческим благом, без которого другие ценности утрачивают свой смысл. При этом речь идет не столько о мелких взятках в виде «подношений» врачам за лечение, сколько об участившихся в последние годы более опасных коррупционных проявлениях:

• искусственном создании «дефицита» оказания медицинских услуг, когда люди, остро нуждающиеся в определенных медицинских исследованиях, вынуждены ждать их месяцами. В то же время за определенную плату эти исследования проводятся более оперативно. При этом вынужденная оплата медицинских услуг далеко не всегда гарантирует их качество;
• постепенном превращении лечебных заведений в «торговые», в которых происходит замена честных квалифицированных врачей на коммерсантов от медицины.

Несмотря на то, что периодически медицинские работники, занимающие вымогательством, становятся фигурантами уголовных дел, ситуация с поборами в здравоохранении фактически не меняется.

Особенно кощунственны те случаи, когда речь идет о предоставлении медицинских услуг, связанных с жизнью и смертью пациента. Среди медицинских учреждений, где наиболее развиты такого рода коррупционные
проявления, особое место занимают наркологические и онкологические диспансеры, родильные дома.

Важным показателем системного характера коррупции в сфере здравоохранения является и то, что врачи, желающие работать по некоторым медицинским специальностям, должны платить немалые деньги за свое назначение. Такая практика предполагает наличие у них теневых доходов, которые позволяют им компенсировать вложенные средства. Аналогичным образом «возмещение затраченных средств» за счет поборов с пациентов осуществляется врачами без надлежащей квалификации, так как их поступление и учеба в мединститутах базировалась на «откатах» преподавателям. Поэтому противодействие коррупции в здравоохранении должно распространяться и на медицинские учебные заведения.

Непосредственным проявлением коррупции является получение врачами бонусов от фирм-производителей за рекомендацию больным произведенных ими лекарственных средств и БАДов, медицинской техники, ортопедических изделий, разумеется, не самых дешевых и зачастую не самых эффективных. По сути, речь вдет о внедрении в систему здравоохранения рыночных принципов конкуренции, в основе которых лежат агрессивные маркетинговые технологии. Это обеспечивает фармацевтическим компаниям (прежде всего зарубежным) ежегодную прибыль в десятки миллиардов долларов.

Крайне негативную роль в процессе лоббирования медицинских препаратов определенных фирм и фармацевтических компаний играют средства массовой информации, в том числе телевидение. Навязчивая, психологически продуманная реклама медицинских препаратов в СМИ стимулирует самолечение и тем самым наносит существенный вред здоровью граждан. Это тоже одна из форм коррупции в здравоохранении, но косвенная.

Особую опасность для здоровья населения России представляет коррупция в сфере производства и сбыта фальсифицированных лекарственных средств. Нелегальные платежи на всех этапах - от производства до доставки и продажи подделок потребителю - стали основой беспрепятственного распространения лекарственных фальшивок. По сведениям Росздравнадзора, ежегодно количество фальсифицированных лечебных средств, официально выявленных на фармакологическом рынке России, составляет не более 0,4% от всего их количества. Однако ряд экспертов подвергает эти показатели сомнению. Они считают, что Россия вместе с Китаем уже вышли на первое место по производству и теневому обороту фальшивых лекарств, обогнав Индию, Бразилию и Турцию, традиционно считавшихся основными производителями и одновременно потребителями лекарственных фальшивок. Некоторые независимые эксперты называют цифры от 20 до 60%. По оценке Всемирной организации здравоохранения, в России доля фальсифицированных лекарственных средств находится на уровне 12% от общего числа препаратов. По результатам же социологических исследований, около 40% россиян предполагают, что они принимают недоброкачественные или фальсифицированные лекарственные препараты.

Несмотря на то, что практика распространения фальсифицированных лекарственных средств существует во всем мире, но именно в Российской Федерации, по мнению председателя Общественного антикоррупционного комитета А. Белякова, эта проблема приняла характер национального бедствия. И эта позиция вполне обоснованна. По статистике, фальсификация лекарств считается четвертым злом здравоохранения после малярии, СПИДа и курения, а смертность от побочных реакций лекарств входит в первую пятерку ее причин наравне с сердечно-сосудистыми, онкологическими, бронхолегочными заболеваниями и травматизмом.

С точки зрения прибыльности, лекарственный рынок стоит на третьем месте после продажи оружия и наркотиков. По прогнозам экспертов, в 2010 году доход от продажи фальшивых таблеток в мире составит 75 млрд. долл. А это чрезвычайно усиливает привлекательность такой преступной деятельности. Поэтому распространение лекарственных подделок - это не только реальная угроза здоровью населения, но и значительный ущерб государству.

Таким образом, анализ наиболее заметных проявлений коррупции в здравоохранении позволяет выделить основную их причину - ненадлежащее исполнение должностных обязанностей как сотрудниками медицинских учреждений, так и чиновниками системы здравоохранения. Поэтому необходимо принятие комплекса мер политико-правового характера по наведению порядка в этой сфере. Прежде всего, важно выявить и; ликвидировать все правовые «лазейки» для коррупционного поведения. С этой целью целесообразно дальнейшее развитие федерального законодательства по ужесточению ответственности за преступления коррупционного характера. Немаловажным фактором противодействия коррупции в медицине может стать повышение жизненного уровня работников здравоохранения, их социального статуса и престижа профессии.

Еще одно направление противодействия коррупции в России - восстановление и развитие собственного фармацевтического производства, которое бы составило реальную конкуренцию более дорогим и не всегда действенным импортным медицинским препаратам.